Главная / Самое интересное в астрономии за 2012 год

Самое интересное в астрономии за 2012 год

Опубликовано Мир науки и техники в 10 Январь, 2013 - 12:57.

Самые удивительные астрономические открытия в 2012 году

Астрономические открытия в 2012 году изменили наши представления о Вселенной и отдельных ее объектах. Предлагаем Вам краткий обзор удивительных космических находок.

Огромные черные дыры

Наблюдатели, видимо, не захотели бы слишком близко приближаться к галактике NGC 1277 (созвездие Персея), а тем более, к ее сверхмассивной черной дыре, которая занимает большую часть самой галактики. Черная дыра находится в центре галактики, она в 17 миллиардов раз массивнее, чем Солнце. Ее масса составляет 14 процентов от массы галактики, тогда как в среднем для галактик это значение равно 0,1 процента.

Сверхмассивная черная дыра в центре галактики NGC 1277

Исследователи были так поражены размерами черной дыры, что дополнительно в течение года проверяли свои расчеты, прежде чем их опубликовать.

Самая близкая к Земле экзопланета

Сюрпризом 2012 года стало открытие землеподобной планеты в тройной звездной системе альфа Центавра. Одна из звезд этой системы - Проксима – самая близкая к нам звезда после Солнца. Расстояние до нее составляет 4,3 световых лет.

Самые удивительные астрономические открытия в 2012 году
Планета Альфа Кентавра Bb, которая лежит в лишь 4,3 световых лет от Земли, в представлении художника

Как сообщает mirnt.ru, на этой планете, пожалуй, нет жизни, ведь ее твердая поверхность может быть расплавленной: планета вращается вокруг материнской звезды на расстоянии 6 млн. км (Земля, как известно, находится на расстоянии 150 млн. км от Солнца).

Экзопланету Альфа Кентавра Bb открыли путем наблюдений колебаний положения звезды на небесной сфере, вызванных гравитационным воздействием планеты на звезду. Колебания очень малы - смещение звезды составляют не более 1,8 км в час. Исследователи заявили, что открытие сделано на пределе возможностей современной техники. Именно это дает основание некоторым астрономам сомневаться, что планета вообще существует.

Недавно другая исследовательская группа обнаружила пять потенциальных планет, вращающихся вокруг звезды Тау, которая находится всего в 11,9 световых лет от Земли. Ученые уверяют, что одна из возможных экзопланет в этой системе содержится в зоне жизни, а поэтому может быть потенциально обитаемой.

Самые удивительные астрономические открытия в 2012 году
Воображение художника о системе из пяти возможных планет, вращающихся вокруг звезды Тау Кита

Наименьший инопланетный мир

Астрономы, работающие с космическим телескопом NASA "Кеплер", открыли три небольших планеты на расстоянии 120 световых лет от Земли. Они вращаются вокруг звезды-карлика KOI-961 (на 70 процентов больше, чем Юпитер). Наименьшая из трех планет имеет размеры, соизмеримые с Марсом.

Самые удивительные астрономические открытия в 2012 году
Планетная система красного карлика KOI-961, которая содержит три планеты меньше, чем Земля

«Это компактная система планет», - сказал Джон Джонсон из Калифорнийского технологического института в Пасадене.

Наименьшая солнечная система

Планетная система KOI-500 насчитывает пять планет, расположенных очень близко друг к другу (на участке пространства в 150 раз меньшем, чем орбита Земли) и к материнской звезде. Продолжительность их «года» составляет всего лишь 1,3, 4.6, 7.1 и 9.5 дней. Кроме того, планеты имеют не очень большие размеры: от 1,3 до 2,6 раза больше Земли.

Самые удивительные астрономические открытия в 2012 году
Космический телескоп «Кеплер» открыл пять планет в тесном ряду вокруг звезды KOI-500 (находится на расстоянии 1100 световых лет от Земли). Рисунок художника

Самая удаленная галактика

Новые наблюдения галактики UDFj-39546284, выполненные в 2012 году с помощью Космического телескопа им. Хаббла, позволили выяснить, что эту звездную систему мы наблюдаем лишь через 380 млн. лет после Большого Взрыва. Галактика является одной из семи звездных систем, образовавшихся в промежутке 400 - 600 млн. лет от рождения Вселенной и которые астрономам удалось надежно наблюдать.

Самые удивительные астрономические открытия в 2012 году
Новое глубочайшее изображения (Hubble Ultra Deep Field, HUDF), полученное Космическим телескопом им. Хаббла 2012 показывает ранее неизвестные семь далеких галактик, образовавшихся в период 350 - 600 млн. лет после Большого Взрыва.

Старые (самые удаленные) сверхновые звезды

В 2012 астрономы нашли объяснение вспышкам самых удаленных сверхновых звезд. Ученые считают, что некоторые из этих вспышек является результатом эволюции сверхмассивных звезд (в 100-250 раз массивнее, чем Солнце). Источником вспышки таких звезд может быть не термоядерная реакция в ядре, а столкновения частиц и античастиц.

Самые удивительные астрономические открытия в 2012 году
На фотографии - результаты моделирования вспышки сверхмассивной звезды в галактике (ранняя Вселенная), что приводит к появлению очень ярких сверхновых

Самое массивное скопление галактик

Астрономы выяснили, что скопление(кластер) галактик Феникс (Phoenix) в 2000 раз массивнее, чем Млечный Путь. Это большое скопление галактик лежит на расстоянии около 7 млрд. световых лет от Земли и содержит тысячи галактик разных размеров.

Самые удивительные астрономические открытия в 2012 году
Представления художника о галактике в центре кластера Феникс (Phoenix), в котором происходит образование около 740 новых звезд в год

Впервые кластер Phoenix наблюдали в 2010 г., но тогда не были изучены его масштабы. Наблюдения с помощью рентгеновской обсерватории NASA "Чандра" показали, что кластер является самым мощным рентгеновским источником из всех известных ныне в астрономии.

Самая большая карта Вселенной

Создав мега-карту, астрономы еще на один шаг приблизились к пониманию того, как возникла Вселенная. Консорциум Sloan Digital Sky Survey III выпустил карту, на которой показано более миллиона галактик в пространственном объеме размером 70 миллиардов кубических световых лет. Карта может помочь астрономам понять природу таинственных темной материи и темной энергии.

Самые удивительные астрономические открытия в 2012 году
На фотографии показан фрагмент кадра с анимационной карты Вселенной, созданной Sloan Digital Sky Survey-III. Анимация показывает положение галактик в 3D-пространстве

Самый глубокий взгляд на Вселенную

Космический телескоп им. Хаббла смотрит на Вселенную все дальше и дальше во времени. Знаменитая орбитальная обсерватория увидела свет, вышедший 13200000000 лет назад, когда Вселенной было лишь 500 миллионов лет. Фотография, полученная «Хаббл», показывает очень маленький кусочек звездного неба, за которым телескоп периодически наблюдал на протяжении 10 лет. Этот снимок является продолжением глубоких обзоров, которые телескоп делал в 2003 и 2004 годах.

Самые удивительные астрономические открытия в 2012 году
На фотографии кадр из видео о чрезвычайно глубоком обзоре (Extreme Deep Field) Хаббла.

Самая большая магнитная звезда

На расстоянии 20 тысяч световых лет от Земли в созвездии Персея лежит звезда с уникальным магнитным полем. Она примерно в 35 раз массивнее, чем Солнце, а ее магнитное поле в 20 000 раз сильнее, чем магнитное поле нашей звезды и в 10 раз мощнее, чем в любой известной звезды. Сильные магнитные поля имеют очень мало из известных нам звезд (известно лишь несколько таких объектов, но гораздо меньшей массы). Авторы исследования считают, что находка такой звезды - это большая удача.

Самые удивительные астрономические открытия в 2012 году
На фотографии показано художественную интерпретацию магнетара

Рентгеновские взрывы в молодой Вселенной

Струю рентгеновских лучей, выходящих из квазара GB 1428 - галактики, имеющий в центре огромную черную дыру - найдено на расстоянии около 12,4 миллиарда световых лет от Земли. По оценкам размеры полосы излучения примерно в два раза больше, чем поперечник Млечного Пути. Предварительный рентгеновский рекордсмен находится в 12,2 миллиарда световых лет от Земли. Такие наблюдения позволяют астрономам изучать сверхмассивные черные дыры, которые находятся в центре большинства галактик на этапе их формирования в ранней Вселенной.

Самые удивительные астрономические открытия в 2012 году