Главная / Ученые сделали еще один шаг в изучении эволюции ландшафта рек

Ученые сделали еще один шаг в изучении эволюции ландшафта рек

Опубликовано Мир науки и техники в 31 Май, 2014 - 09:10.

Ученые сделали еще один шаг в изучении эволюции ландшафта рек

Поверхность нашей планеты постоянно изменялась. Люди всегда любили наблюдать за природными ландшафтами, изобретая для этого зрительные трубы и бинокли. Но реконструкция древних ландшафтов до сих пор была серьезным вызовом для ученых. Современные технологии упрощают реконструкцию древних ландшафтов, а также дают возможность предусматривать, как они будут изменяться в будущем. За основу берется эволюция контуров бассейнов рек и используется статистический метод для их описания. Статья о данной методике была опубликована 10 марта в журнале Scіence.

В основе поведения рек лежат законы, которые можно интегрировать в математическую модель, с помощью которой, в свою очередь, исследовать древние и будущие речные ландшафты. То, как река влияет на окружающий ландшафт через эрозию, зависит от многих факторов, включая крутизну местности, твердость пород и объема воды. Со временем река, сеть ее притоков и окружающий ландшафт приобретают стабильные формы и конфигурации, - утверждает Шон Виллет, геофизик из Швейцарского федерального института технологий в Цюрихе, который возглавлял исследование.

В большинстве исследований ученые концентрировали внимание на "вертикальном" поведении реки, в частности на том, как она прокладывает себе путь сквозь окружающую среду, сообщают новости науки и техники. Команда Виллета сосредоточилась на "горизонтальных перемещениях", в частности на том, как со временем перемещаются границы водораздела. Исследователи твердят, что бассейны соседних рек со временем стабилизируются, чтобы достичь равновесия.

По словам Виллета, ученым известно много закономерностей поведения рек. Например, что "маленькие реки крутые, а большие - нет" или что "реки не любят быть длинными и узкими".

Из этих и других закономерностей команда Виллета создала статистическую модель, которая обсчитывает специальную величину "Х" в каждой точке ландшафта. Сравнивая значение "Х" в самой далекой точке вверх по течению со значением этой величины с противоположной стороны (возле соседнего водораздела), исследователи могут сказать, граница между двумя речными системами является стабильной или же находится в процессе становления. Если значение "Х" одинаковое с обеих сторон водораздела, значит граница между системами рек стабильная.

Преимущество методики Виллета заключается еще и в том, что, кроме помощи геологам в изучении эволюции ландшафта, она также помогает экологам лучше понять, как речные виды распространялись с одного бассейна реки в другой.