Главная / Метеоритное железо в изделиях древних египтян

Метеоритное железо в изделиях древних египтян

Опубликовано Мир науки и техники в 20 Июль, 2013 - 20:01.

метеорит

Железная бусина, возраст которой составляет около пяти тысяч лет, возможно, и не очень хорошо выглядит, и не представляет собой эстетического интереса, однако она скрывает чрезвычайно интересное прошлое: исследователи утверждают, что этот пустячок является частью метеорита.

Опубликованные в журнале Meteorіtіcs & Planetary Scіence результаты исследования объясняют, каким образом древние египтяне использовали железо. Кроме того, эти результаты указывают на то, что древние египтяне очень уважали метеориты на ранних этапах развития религии. Небо играло важную роль в культуре Древнего Египта. То, что падало с неба, считалось даром богов.

Бусина трубчатой формы - одна из девяти, найденных в 1911 году на кладбище неподалеку от современного города Аль-Гирза, что в 70 километрах от Каира. Эти бусины были созданы приблизительно в 3 300 г. до н.э., и считаются наиболее старыми железными предметами Египта.

Ранние исследования показали, что в железных бусинах содержатся добавки никеля - этот признак характерный для железных метеоритов. В связи с этим возникли предположения о том, что материал бусин может иметь космическое происхождение. Однако ученые в 1980-х утверждали, что одиночные ранние попытки плавления металлов могли привести к созданию железа с примесями никеля, хотя более поздний анализ окисленного материала на поверхности бусин показал низкое содержание никеля.

Чтобы узнать правду, Диана Джонсон (Dіane Johnson), метеоролог из Открытого университета в Милтон-Кинз, Великобритания, и ее коллеги использовали сканирующий электронный микроскоп и компьютерную томографию для проведения анализа одной из бусин, которую они одолжили из Манчестерского музея, Великобритания.

Исследователи не имели права разрезать археологическую находку, чтобы "заглянуть" вглубь, однако они нашли на ней область, где старый материал поверхности отпал, и образовались, со слов Джонсон, "окна" к скрытому внутреннему материалу.

Содержание никеля во внутреннем материале оказалось очень высоким - 30% - и это явным образом указывает на его космическое происхождение. Для того, чтобы подтвердить такой вывод, команда исследовала выразительную кристаллографическую структуру. Такая структура присуща лишь метеоритам, которые остывали чрезвычайно медленно во времена формирования Солнечной системы.

Томографический анализ также подтвердил, что древние египтяне вырезали фрагмент из метеорита и предоставляли ему форму тонкой пластинки, после чего сворачивали трубочкой.

Исследователям повезло найти не так много железных артефактов Древнего Египта, сделанных в шестом веке до нашей эры, когда по археологическим данным появляются свидетельства выплавки чугуна и железа, а в более позднем периоде и гальваническое оловянирование. Кемпбел Прайс (Campbell Prіce), ученый по вопросам Египта и Судана в Манчестерском музее, который не принимал участия в исследовании, подчеркивает, что о религиозных учениях египтян до появления письменности невозможно сказать ничего наверно. Однако он указывает и на то, что во времена фараонов считалось, что боги родились именно из железа. Возможно, именно метеориты и породили эти верования, и эти космические камни считались физическими останками богов, которые упали на Землю.