Главная / Интеллект на всю жизнь - участие генов не последнее...

Интеллект на всю жизнь - участие генов не последнее...

Опубликовано Мир науки и техники в 25 Январь, 2012 - 10:00.

Интеллект на всю жизнь - участие генов не последнее...

Исследование, которое началось еще 80 лет тому назад, преподнесло нам новый сюрприз. Ученые продолжили изучать участников эксперимента, которым вначале исследования было всего лишь 11 лет. Все это делалось ради того, чтобы понять роль наших генов в поддержание интеллекта в течение жизни.

Исследователей давно интересовало, как с возрастом изменяется способность к познанию, и почему у некоторых в течение жизни она изменяется намного быстрее, чем у других. Но в прошлом, исследования по изучению связи возраста и интеллекта часто проводились лишь на людях преклонного возраста.

Изображение: как долго интеллектуальные способности будут оставаться с вами – зависит от ваших генов (Peter Dazeley/Getty)

И уже в конце 90-х прошлого века психолог Иан Дери из Университета Эдинбург (Великобритания) вместе с коллегами обнаружил, что в исследовании, в котором участвовали шотландцы, четко прослеживается две отдельные тенденции, которые позволяют им продвинуться дальше. В 1932 году и 1947 годах были проведены массовые исследования интеллектуальных способностей среди нескольких тысяч 11-летних шотландских детей. Результаты на протяжении десятилетий оставались засекреченными.

Дери и его коллеги приступили к поиску тех самых детей, которые сейчас уже далеко не дети, и многие даже не помнили, что принимали участие в каких-либо экспериментах. Ученые собрали их образцы ДНК, и снова провели интеллектуальный тест 2,000 участников того эксперимента, многим из них было уже за 60...

Предварительные анализы данных показали, что уровень интеллекта в детстве соответствует уровню интеллекта в преклонном возрасте. Тем не менее, как говорит Дери, даже здесь были исключения: «у некоторых он, наоборот, увеличивался, а у некоторых уменьшался». Если коротко говорить о результатах, то у некоторых «с возрастом» интеллект «старел» быстрее, чем у других. Поэтому Дери и его коллеги взялись изучать, почему так происходило.

Они проанализировали собранные образцы ДНК на наличие более чем полмиллиона общих генетических вариантов, каждый из которых отвечал за одну букву в геноме. Потом они проверили, связаны ли эти варианты с когнитивным постоянством – как интеллект поддерживается в течение жизни.

Выборка из 2,000 людей слишком мала, чтобы говорить о статистической достоверности связи между генами и когнитивной стабильностью. Ученые выявили, что эти варианты отвечают за четверть отличий в когнитивной стабильности. Определить изменения в последовательностях ДНК, которые лежат в основе этой черты, это следующий шаг для ученых.

Яков Штерн, из Медицинского центра в Университете Колумбия (Нью-Йорк), который изучал влияние факторов среды, таких как образование, тип работы и способ отдыха, на «старение» интеллекта, рассказывает, что интересные данные получены на шотландцах, ясно указывают на роль наследственного фактора в связанном с возрастом падении когнитивности. Тем не менее он также до сих пор уверен, что при этом происходит взаимодействие с факторами окружающей среды, что делает организм более или менее чувствительным к влиянию факторов окружающей среды на интеллект.

Так или иначе, Дери и коллегам понадобится больше данных, больше участников, которые будут взрослеть в ходе эксперимента.

Если Вы хотите проверить, остались ли у Вас школьные знания с математики, зайдите на математический форум. Здесь Вы найдете много интересного о решении сложных задач и практическом применении математических знаний в реальной жизни.