Главная / Структура из четырех нитей ДНК найдена в живых клетках

Структура из четырех нитей ДНК найдена в живых клетках

Опубликовано Мир науки и техники в 28 Январь, 2013 - 15:45.

Структура из четырех нитей ДНК найдена в живых клетках

В биологии нет более знакового изображения, чем изображение двойной спирали ДНК, которая извивается, формируя плотные хромосомы. Однако в лабораторных условиях достаточно просто создать и иной тип ДНК, который будет похож по форме на квадрат, сочетая синтезированные нити этой кислоты, которые насыщены гуанином - одним из строительных материалов ДНК.

Как сообщают новости науки и техники, ученые довольно долго считали, что так называемые «G-квадруплексы» могут случайно образовываться в ДНК живых клеток. Такой G-квадруплекс состоит из четырех молекул гуанина, которые соединяются между собой благодаря специфическому типу водородных связей, в результате чего и образуется компактная квадратная структура, которая прерывает спираль ДНК.

В статье, опубликованной 20 января в издании NatureChemistry, исследователи, возглавляемые Шанкаром Баласубраманьяном из Кембриджского Университета, Великобритания, предоставили неоспоримые доказательства того, что G-квадруплексы случаются и в клетках - и такие необычные структуры могут иметь очень важные биологические функции.

Защитные концы хромосомной ДНК, известные как теломеры, богатые гуанином и поэтому являются вероятными кандидатами для образования G-квадруплексных структур. На самом деле, исследования раковых клеток показали, что маленькие молекулы, которые связывают и стабилизируют G-квадруплексные структуры, повреждают ДНК в области теломер, что подтверждает доказательства.

После прочесывания данных генома человека в поисках других богатых гуанином сиквенсов, некоторые ученые выдвинули теорию, что квадруплексы могут также образовываться и в других областях генома, ответственных за регуляцию генов, в частности в некоторых генах, которые могут вызвать рак.

Баласубраманьян и его коллеги решили проверить, не здесь ли кроется разгадка. Они создали антитело, которое тесно привязывалось исключительно к G-квадруплексным структурам и не привязывалось к двойной нити спирального ДНК. Когда они вырастили это антитело с человеческими клетками в культуре, то обнаружили, что оно привязалось ко многим различным участкам в хромосомах - при этом, на теломеры пришлась лишь четверть. «Еще рано о чем-то говорить, но мы можем точно указать, где в геноме возникают эти G-квадруплексы, можем изучить, как лучше контролировать гены или другие клеточные процессы, где происходит сбой при болезнях вроде рака, - говорит ученый. - В любом случае, это долгосрочная перспектива».