Главная / У девочек «ген речи» более активен

У девочек «ген речи» более активен

Опубликовано Мир науки и техники в 27 Февраль, 2013 - 10:32.

У девочек «ген речи» более активен

Результаты исследований ученых показали, что в изучении языков девушки гораздо чаще показывают результаты лучше, чем мальчики. Исследователи, изучающие ген, связанный с эволюцией языка, впервые обнаружили четкую половую разницу в его активности как у грызунов, так и у людей. Оказалось, этот ген вырабатывает больше белка у девочек.

В 2001 году мир всколыхнуло открытие гена, названного FOXP2, который, по мнению ученых, играет существенную роль в формировании речи. Исследователи предупреждали, что, возможно, FOXP2 всего лишь один из многих генов, вовлеченных в процесс изменения лингвистического аппарата, однако позднейшие открытия показали, что его важность недооценивали. Например, человеческая версия белка, вырабатываемого этим геном, отличается от белка шимпанзе на две аминокислоты, она прошла естественный отбор после того, как линии шимпанзе и человека разделились примерно 5-7 миллионов лет назад. В течение следующих лет исследования показали, что ген FOXP2 задействован в вокализации других животных, включая мышей, певчих птиц и даже летучих мышей.

В это же время ряд работ подтвердили предыдущие исследования, где выдвигались предположения о том, что девушки быстрее и раньше, чем мальчики изучают язык, раньше начинают говорить первые слова и быстрее накапливают словарный запас. Но объявленные причины этих результатов были очень спорными, поскольку трудно отделить природные эффекты влияния воспитания, а с возрастом разница постепенно уменьшается.

Как сообщают новости науки и техники, команда ученых из Школы медицины Университета Мэриленд в Балтиморе пытались узнать, действительно ли FOXP2 задействован в этом возможном различии полов. Они начали искать ответ с помощью молодых крысят, которые пищат в ультразвуковом диапазоне - эти частоты выше возможностей человеческого уха - если их отделить от матери. У крысят-самцов уровень белка был вдвое больше в областях мозга, ответственных за вокализацию и другие когнитивные функции: в миндалине, коре головного мозга и мозжечке, однако в незадействованных в вокализации областях разницы в уровнях белка не было (например, в гипоталамусе).

Наконец, исследователи провели небольшое исследование на человеческих детях в возрасте от 4 до 5 лет, умерших в результате несчастного случая. В мозгу пяти мальчиков и пяти девочек команда исследовала уровень протеина FOXP2 в левой передней части коры, которую люди связывают с языком, сообщает mirnt.ru. Прямо противоположно ситуации у крыс, исследователи обнаружили на 30% больше белка FOXP2 у девушек по сравнению с мальчиками.

Команда сделала вывод, что у крыс и у людей пол, который называют «более коммуникативным» имеет высокие уровни FOXP2, что можно было ожидать, если бы ген и его белок играли значительную роль в возможностях вокализации.