Главная / Ученые обнаружили фермион Майораны

Ученые обнаружили фермион Майораны

Опубликовано Мир науки и техники в 8 Октябрь, 2014 - 10:19.

Ученые обнаружили фермион Майораны

Майорановский фермион или фермион Майораны - это частица, которая объединяет свойства вещества и антивещества (другими словами, она является своей собственной античастицей). О ее существовании догадывались еще в 1937 году, однако лишь сейчас удалось доказать ее существование экспериментально.

О существовании фермиона Майораны впервые рассказал итальянский физик Этторе Майорана. Ученый предположил, что гипотетическая частица объединяет соединяемое: свойства вещества и антивещества. Однако, несмотря на такое наложение противоречивых свойств, фермион Майораны должен быть стабильным.

Команда исследователей из Принстонского и Техасского университетов (США) обнаружила новую элементарную частицу, которой удавалось "выскальзывать" от экспериментаторов в течение почти 80 лет. Напомним, что поиски бозона Гиггса длились 48 лет, что существенно меньше.

Из-за внутренней противоречивой природы фермионы редко взаимодействуют с окружающей средой. Поэтому их так сложно зафиксировать. Чтобы зафиксировать неуловимые частицы, понадобился огромный туннельный сканирующий микроскоп. Его высота - два этажа.

На фото: Илья Дроздов, Санцзюнь Джон, Андрей Берневиг и Али Яздани

Материал, который использовали ученые, - ультрачистый кристалл свинца. На поверхности кристалла атомами железа выложили своего рода нанопроволоку. При температуре -272º С фермионы начали образовываться на обеих концах проволоки, и исследователям это удалось зафильмовать.

Ученые точно знали, где искать фермионы Майораны, сообщают новости науки и техники. Многолетние теоретические расчеты подтверждали: если частицы на самом деле существуют, они появятся на противоположных концах проволоки. Кстати, схема эксперимента была опубликована еще в 2001 году в журнале Scіence.

Важно понимать, что работа американских ученых имеет не только важное теоретическое значение. Данное открытие может ускорить разработку сверхмощных квантовых компьютеров будущего.